На пересечении проспекта Строителей и улицы Курчатова стоит крест. Ежедневно мимо него проходят и проезжают тысячи энергодарцев. Интересно, замечают они его? И какие мысли возникают, когда замечают? Не раз слышала, как люди возмущались этим фактом: «понаставили вдоль дорог крестов – едешь, как будто по кладбищу». Значит, неприятно, раздражает. Не хочет человек, чтобы ему что-то напоминало о смерти, он хочет жить на земле всегда. Зачем думать о смерти, придет – и все закончится. Вот в этом, пожалуй, все и дело: если человек верит, что со смертью все закончится – это один разговор, в этом случае крест действительно вызывает неприятное ощущение у человека: ну зачем это бестактное напоминание о том, о чем я пытаюсь не думать, чтобы не отравлять этой мыслью такую короткую жизнь. Ее надо заполнить тем, что доступно и мило; жизнью надо пользоваться, пока она есть, пока она принадлежит мне. Но если человек верит, что со смертью все только и начинается, — это другой разговор и другой взгляд на крест. Вот об этом в канун праздника Крестовоздвижения мы и поговорим с настоятелем Свято-Богоявленского храма Энергодара протоиереем Василием Бродой.
— Отче, что такое крест?
— Крест Христов – это главный символ христианства, символ нашего спасения, наше оружие в духовной борьбе, символ, который объясняет, в чем же состоит наша вера.
— Как появился этот символ?
— В первые века принятия веры христиане использовали другой символ – рыбу. По-гречески «рыба» звучит «ихтис», в буквах этого слова как бы было зашифровано имя – «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Этот символ был понятен, потому что в Евангелии Христос умножает рыб, чтобы накормить людей, помогает Петру, когда не было улова, вкушает рыбу с учениками, да и многие из его учеников были рыбаками. Но и крест уже в первом веке тоже был символом. Апостол Павел пишет, что Богу Отцу было угодно «посредством Его (Христа) примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию Креста Его, и земное и небесное» (Кол.1:20). А Евангелие Павел называет «словом о Кресте», которое «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1Кор.1:18).
Почему юродство? Почему многие не принимали и не принимают крест как символ жизни? Во времена пребывания на земле Христа распятие считалось самой страшной и позорной казнью. У иудеев крест как орудие казни не использовался, это принесли к ним римляне, и подвергались ей рабы и те, кто не имел римского гражданства. Крест считался страшным орудием позора и презрения. Но именно эту страшную и позорную смерть принял Христос: «Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лк.24:7). Как можно было понять людям того времени, что тот, на которого надеялись, как на царя и спасителя Израиля, висел на кресте вместе с разбойниками и не доказал, что может сойти и всех победить?
С земной точки зрения так и есть, но тайны спасения мира можно видеть только духовным взором, как видели их святые люди. В силу чистоты их сердца и ума им были открыты эти тайны. Вот как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Видишь ли, чем диавол победил, тем и сам побежден: он чрез древо одолел Адама, и Христос древом же победил его. То древо низвело нас в ад, а это и низверженных в ад извело оттуда. То древо скрыло нагого пленника, а это обнаженного на высоком месте явило победителем. Та смерть пала и на потомков, а это воскресила и бывших прежде Христа. Из мертвых мы сделались бессмертными. Таковы действия Креста». Крест из орудия смерти становится символом жизни, потому что Христос, умерев на нем, воскрес и победил смерть, обнимая на распятии весь мир и призывая мир к Себе. Крест – это воплотившаяся любовь Бога к людям.
Когда христиане смотрят на крест, они думают о вечном – истине, вере, смирении, мужестве, самоотречении, терпении, праведности, святости Христа и о смысле жизни православного христианина.
— Батюшка, а в чем смысл праздника Крестовоздвижения?
— Этот праздник появился в четвертом веке: от времени Христа и Его апостолов прошло более трехсот лет. В Евангелии в одной из бесед о красоте Иерусалима и храма царя Соломона Христос говорит ученикам: « Придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено» (Лк.21: 5,6). Так и случилось: через сорок лет после смерти Спасителя Иерусалим был полностью разрушен войсками Тита и Веспасиана. Храм Соломона тоже был разрушен, осталась только стена с закрытыми золотыми воротами. Все было сожжено, перепахано, засыпано песком. Во втором веке здесь был построен новый город — Элия Капитолина, на месте Голгофы стал возвышаться языческий храм в честь Венеры. Так сбылось пророчество Христа, что не останется камня на камне из-за того, что Его не приняли и отвергли Его проповедь.
И вот в третьем столетии происходит событие, которое все изменило. Константин Великий перед битвой со своим соперником за власть над Римом Максенцием увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим побеждай». Ночью во сне видение повторилось, и наутро по его приказу на всех знаменах были сделаны изображения креста. Победив соперника, Константин вошел в Рим и на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и надписью: «Этим спасительным знамением я спас город от ига тирана».
Так христианский символ стал знаком победы, знаком империи, а Константин стал первым императором-христианином, прекратившим трехсотлетнее гонение на последователей Христа. Церковь вышла из катакомб. Через пятнадцать лет после своей победы Константин возвращает Иерусалиму его историческое название и отправляет туда свою мать – императрицу Елену, чтобы она нашла место страданий и воскресения Спасителя. По преданию, место это указал иудей Иуда, который впоследствии принял крещение. Холм разобрали и нашли пещеру, Голгофу, останки казненных людей, части древ распятия, гвозди, табличку с надписью Пилата: «Иисус Назорей Царь Иудейский». Но как было узнать, на каком именно кресте был распят Иисус? Патриарх Макарий прикладывал части всех трех крестов к усопшему человеку. От прикосновения одного из них он воскрес. Народ стал стекаться к священному месту, и из-за великого множества народа патриарх стал поднимать этот крест над всеми, а люди преклонили колени и пели много раз: «Господи, помилуй».
— Это и стало началом празднования Воздвижения?
— Да, именно это событие – обретение и воздвижение креста христиане празднуют 27 сентября вот уже восемнадцать столетий в числе самых главных двенадцати праздников. Остальные одиннадцать напоминают события из жизни Христа, говорят нам о том, как совершался Божий план спасения людей от греха и смерти. А то, что через триста лет крест Иисуса был найден и воздвигнут, означает, что Христос не зря приходил на землю. Из веры гонимой христианство благодаря нравственной силе тех, кого Он называл малым стадом, стало религией империи, религией целых народов.
— Почему на улице Курчатова и вообще вдоль дорог стоят кресты? В чем их смысл?
— Ставить поклонный крест при въезде или выезде из села или города – это древний христианский православный обычай. Установление креста означало начало христианской проповеди и торжества христианства над неверием. Святой Нестор летописец пишет, что апостол Андрей, находясь с проповедью на киевских горах, водрузил крест и сказал своим ученикам: «На сих горах воссияет благодать Божия, и град будет велик, и церкви мнози созиждет Бог». Поклонные кресты – это и ограда от врагов земных и духовных, часовые на страже нашей земли, городов, сел, напоминающие нам о нашей вере: «Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота Церкви, Крест – верных утверждение, Крест – Ангелов слава и демонов поражение».
— Чего нельзя в праздник Воздвижения? Работать нельзя?
— Работать можно в любой день. Не в том дело, что человек сядет, сложит руки и будет смотреть телевизор. Смысл праздника в том, чтобы быть в этот день с Богом, в храме, переживать духовно события, связанные с жизнью Иисуса Христа, участвовать в общей молитве. Если такой возможности нет, можно почтить один из двенадцати главных христианских праздников добрыми делами, благотворительностью. Для тех, кто хочет побывать на богослужении, скажу, что в нашем храме сегодня в 16.00 будет совершаться вечерняя служба, а завтра, в 7.00 – Литургия. Каждый христианин может приобщиться к празднику духовно в Таинствах исповеди и причастия.
— Многие знают слова Христа: «Кто хочет идти за мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24). Как понимать эти слова?
— Отвергнись себя – это значит: думай о служении Богу и ближнему, живи по Божьим заповедям и неси крест, который Он дал тебе для твоего духовного возрастания. Что значит жизненный крест? У каждого он свой, человек его не выбирает, он получает его от Господа. Часто люди пытаются убежать, спрятаться, пожалеть себя, отказаться от ответственности, найти тихий уголок, несложную занятость. Но свой крест человек все равно с себя не сбросит, это не в его власти, то, что ему необходимо пройти для спасения, он все равно пройдет, только более сурово. Нам надо научиться доверять Богу и понимать, что наш крест – это путь от нелюбви к любви. Мы несовершенны, слабы, не умеем жить и любить, а следование за Христом исправляет нас, делает людьми, нужными для вечности.
— И последний вопрос: что вы видите, когда смотрите на крест?
— Я думаю о том, что это единственный и неизменный навсегда знак, соединяющий нас с Богом. Пока мы видим кресты, пока мы носим их на себе, подтверждая, что мы христиане, нам нечего бояться. Господь видит, что мы не отрекаемся от Него, что мы принимаем Его план спасения человечества, что мы стараемся в меру наших слабых сил идти за Ним, пытаемся достойно нести свой жизненный крест. Крест напоминает нам о Любви, распятой за нас. Когда мы окончательно забудем об этом, человеческая история потеряет смысл.