С момента создания двигателя внутреннего сгорания и до настоящего времени моторное масло играет ключевую роль в его работе. И если принцип работы ДВС знают далеко не все, и это не особо важно для эксплуатации автомобиля, то практически каждый водитель понимает значимость лубриканта, необходимость его правильной подборки и своевременность замены. Это действительно важно, так как масло автомобильное выполняет много функций, постепенно при эксплуатации теряет свои свойства и требует обновления.
Многофункциональность — главное достоинство, которое имеет масло моторное
В отличие от трансмиссионных и пластичных смазок, которые действуют в более стабильных условиях, масло в двигателе подвергается постоянным колебаниям тепла и давления. Кроме того, оно подвергается химическому воздействию газов и продуктов сгорания, что требует высокой стабильности химических свойств. Автомасла, даже функционируя в условиях значительных нагрузок и перепадов температур, выполняют несколько ключевых функций:
- образуют пленку между движущимися деталями, такими как поршни, коленчатый вал, распределительный вал и шатуны, снижая трение и износ. Это позволяет двигателю работать более эффективно и продлевает срок службы его компонентов;
- помогают поддерживать герметичность двигателя, уплотняя зазоры между поршнями и цилиндрами. Таким образом предотвращается проникновение горячих газов из камеры сгорания в картер и обеспечивается эффективное сжигание топлива;
- масло для двигателя отводит тепло от нагревающихся деталей и переносит его к радиатору, где происходит его диссипация, чем предотвращается перегрев;
- на поверхностях деталей образуется защитный слой, который предотвращает их коррозию и окисление под воздействием влаги и кислорода воздуха;
- удаляются загрязнения из мотора, обеспечивая чистоту работающих поверхностей.
- автомобильное масло помогает снизить шум, создавая дополнительный слой акустической изоляции между движущимися деталями.
Добавки в моторные масла создают уникальный продукт
Использование лубрикантов без добавок практически невозможно, поскольку их состав не обеспечивает достаточную защиту двигателя и устойчивость на протяжении длительного времени. Современное машинное масло включает в свой состав 80% базового и специальный набор присадок, который составляет до 20% общего объема. Механизм действия каждой присадки адаптирован под свою специфическую задачу:
- Вязкостно-загущающие влияют на изменение формы макромолекул полимеров в зависимости от температуры. При ее понижении молекулы сворачиваются, не оказывая влияния на текучесть, в то время как при нагреве они разглаживаются, и лубрикант не становится более жидким. Фактически это приводит к увеличению индекса вязкости. Поэтому производится и можно купить моторное масло не только летнее, но зимнее и всесезонное. Изменяя дозировку вязкостно-загущающей присадки, можно создать автомасла с различными уровнями вязкости.
- Моющие присадки играют важную роль в предотвращении образования отложений лака и сажи. Содержат компоненты, удаляющие продукты окисления и износа, направляя их к фильтру. В их составе есть диспергирующие компоненты, способствующие раздроблению крупных частиц нагара на мелкие, не превышающие размера микрона.
- Противоизносные присадки взаимодействуют с поверхностью металла путем абсорбции и последующей химической реакции при контакте металл-металл. При высоких температурах на поверхности металла формируется пленка со смазывающими свойствами.
- Ингибиторы окисления замедляют процесс разрушения других добавок и предотвращают образование коррозионно-активных отложений.
Также применяются ингибиторы коррозии, модификаторы трения, антипенные и другие добавки.
Важно среди продаваемого разнообразия выбрать продукт с действительно качественными добавками. Многие приобретают продукцию известных украинских производителей, работающих на современном сырье с европейской сертификацией. Например, бренд TEMOL, поставляющий в 15 стран широкую линейку автомобильных смазок и автохимии, реализует продукцию и на внутреннем рынке. Благодаря хорошей логистике и отсутствию импортных пошлин отечественные фирмы предлагают конкурентную цену при отличном качестве.
Несколько нюансов по эксплуатации автомасла.
При частом движении на низших передачах, в городских условиях или по бездорожью интервал замены следует сократить, так как двигатель делает больше оборотов на каждый километр пробега по сравнению с движением на трассе.
Не допускается смешивание минерального масла в двигатель с синтетическим или полусинтетическим из-за различий в растворимости присадок. Это приводит к образованию из них нерастворимых отложений.
Если проводилась регулярная замена, использовалась качественная продукция, то промывка мотора не требуется. В противном случае лучше промыть, иначе новое качественное автомобильное масло смоет отложения и засорит фильтр.
Самостоятельное введение дополнительных присадок в масло моторное улучшит одни характеристики и существенно ухудшит другие — нарушается баланс в пакете присадок.
В холодной смазке до выхода на рабочую температуру, щелочные присадки не успевают нейтрализовать кислоты, образующиеся в результате неполного сгорания топлива. Это может привести к усиленному износу. Поэтому прогрев на холостом ходу лучше проводить более 3 минут.