Мелитопольцев, которые ведут бизнес в оккупации, могут посадить в тюрьму
Мелитопольцев, которые ведут бизнес в оккупации, могут поса
30 июня 2024, 13:05 | Просмотров:
Мелитопольцев, которые живут на оккупированных территориях, могут лишить свободы на срок от трех до пяти лет за ведение хозяйственной деятельности.
Все потому, что Украина воспринимает ведение бизнеса в оккупации как преступление, а именно — коллаборационную деятельность. Если точнее, согласно части 4 статьи 111-1 Уголовного кодекса Украины, будут отвечать за осуществление хозяйственной деятельности во взаимодействии с государством-агрессором, незаконными органами власти, созданными на временно оккупированной территории, в частности оккупационной администрацией государства-агрессора.
Эта норма в свое время спровоцировала бурную дискуссию среди представителей общественности, ученых и практических работников, ведь ее применение в отдельных случаях противоречит принципу сохранения жизнедеятельности на временно оккупированных территориях Украины. Это показывают и проведенные правозащитниками исследования, в которых отмечаются не только недостатки статьи, но и ее применение. zmina.info разбиралась, что не так со статьей 111-1 УКУ.
Что такое хозяйственная деятельность?
Центральным понятием в части 4 статьи 111-1 УК Украины является хозяйственная деятельность. Но отдельного определения "хозяйственная деятельность" в Уголовном кодексе нет, поэтому можно определять так, как это подается в Хозяйственном и Налоговом кодексах Украины.
Согласно части 1 статьи 3 ХК, хозяйственная деятельность — это деятельность субъектов хозяйствования в сфере производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность.
Более детализированное определение содержится в пункте 14.1.36 статьи 14 НК. Так, хозяйственной деятельностью является такая деятельность, которая связана с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направленная на получение дохода и проводится лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в пользу первого лица, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским договорам.
Отличие между этими двумя определениями является чисто текстуальным, поэтому можно выделить общие значения:
- такую деятельность ведут субъекты хозяйствования (физические лица — предприниматели и юридические лица);
- содержание такой деятельности заключается в предоставлении услуг, производстве/реализации товаров, выполнении работ;
- она направлена на получение прибыли.
В чем заключается взаимодействие с государством-агрессором?
На этот вопрос однозначного ответа в законодательстве нет. Это привело к тому, что сейчас под этим взаимодействием понимается не только предоставление услуг, выполнение работ и т. п. для государства-агрессора и оккупационной власти, но и, например, факт обращения в незаконные органы власти для перерегистрации бизнеса, получение лицензий и разрешений на временно оккупированной территории от незаконных органов власти, уплата налогов.
Однако ученые подчеркивают ошибочность такого подхода, ведь в контексте части 4 статьи 111-1 УК Украины такое взаимодействие происходит только в случае, когда в этой деятельности участвуют обе стороны (как субъект хозяйствования, так и государство-агрессор или незаконные органы власти, образованные им) и она направлена на достижение общей цели (причинение вреда Украине и/или ее союзникам).
Анализ приговоров: что не так с практикой?
Часть 4 статьи 111-1 УК Украины достаточно активно применяется на практике. Так, с 3 марта 2022 до 3 мая 2024 года в Едином государственном реестре судебных решений можно найти 88 обвинительных приговоров судов первой инстанции. Из них — 33 приговора, которые привлекли людей к уголовной ответственности за предоставление материальных ресурсов, 51 — за осуществление хозяйственной деятельности и четыре — за предоставление материальных ресурсов и осуществление хозяйственной деятельности. Как можно увидеть, более половины приговоров касаются именно осуществления хозяйственной деятельности во взаимодействии с оккупационными властями или РФ.
Из всех приговоров об осуществлении хозяйственной деятельности чаще всего людей привлекали к уголовной ответственности за такую хозяйственную деятельность:
- поставки товаров (например, комплектующих запчастей и т.д.);
- осуществление транспортных перевозок;
- предоставление коммунальных услуг (энергетика, водоснабжение и связь);
- продажа горючего;
- фермерское хозяйство;
- строительные услуги;
- предоставление в аренду объектов движимого и недвижимого имущества;
- продажа пищевых продуктов;
- другие виды деятельности.
Привлечение к уголовной ответственности за хозяйственную деятельность в сотрудничестве с оккупантами в большей части приговоров является вполне логичным и закономерным. Например, осуществление ремонтных работ по восстановлению зданий Октябрьского района г. Мариуполя Донецкой области, в частности здания Мариупольского академического театра (приговор по делу № 344/9667/23 от 30.10.2023 года), или продажа топлива коммунальным или государственным органам власти РФ на территории оккупированного полуострова Крым (приговор по делу № 760/23307/23 от 12.03.2024).
В Мелитополе известно о приговоре бизнесмену, который с первых дней обеспечивал оккупантов связью. Речь идет о местном жителе Олеге Цыбине — бывшем менеджере интернет-провайдера "Квазар Линк", которым руководили его родители Цыбина Валентина Николаевна и Цыбин Игорь Викторович.
Также СБУ сообщила о подозрении бизнесмену из Мелитополя, который строит для оккупантов "зубы дракона" для обороны оккупантов Игорю Скоробогатько.
В то же время наказание за хозяйственную деятельность, которая нужна для жизнедеятельности населения, вызывает вопросы. Так, за выращивание зерновых и бобовых культур на полях и производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности лицо было привлечено к уголовной ответственности (приговор по делу № 712/2352/23 от 14 апреля 2023 года). Не меньшую дискуссию среди юридического сообщества вызвало и признание виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 111-1 УК, лица, которое предоставляло услуги по охране склада с лекарственными средствами (приговор по делу № 915/2847/23 от 30.08.2023).
Такие приговоры в судебной практике не единичны, поэтому государству следует усовершенствовать правовое регулирование осуществления хозяйственной деятельности, в частности на временно оккупированных территориях Украины.
Законодательная составляющая
Законодательство Украины дает вполне однозначный и отрицательный ответ на вопрос о возможности ведения хозяйственной деятельности в оккупации.
Так, в части 2 статьи 13 Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины" указано: "Осуществление хозяйственной деятельности юридическими лицами, физическими лицами — предпринимателями и физическими лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность, местонахождением (местом жительства) которых является временно оккупированная территория, разрешается исключительно после изменения их налогового адреса на другую территорию Украины".
Это означает абсолютный запрет на хозяйственную деятельность в оккупации.
По международным правовым нормам, на оккупированных территориях должно максимально сохраняться и поддерживаться благосостояние населения. В частности, оккупационная власть должна обеспечить население продуктами питания или лекарствами. Однако Россия или оккупационные власти часто игнорируют эти требования. Например, есть случаи, когда оккупанты не давали получить гуманитарную помощь и медицинские услуги, уничтожали фермерские угодья и тому подобное. Это очевидно угрожает жизни населения в оккупации. Учитывая такие случаи, Украина должна делать что-то, чтобы поддерживать жизнь на временно оккупированных территориях. Одним из таких шагов является вывод из "зоны наказуемости" осуществления хозяйственной деятельности, связанной с пищевыми продуктами, лекарственными средствами, ведением фермерской деятельности, предоставлением жилищно-коммунальных услуг и тому подобное.
Реакция законодателя
Необходимость изменений в статью 111-1 Уголовного кодекса Украины видят и законодатели. Так, законопроекты № 8301 от 23.12.2022 и № 8301-1 от 05.01.2023 предлагают в части 4 статьи 111-1 УК внести дополнение "кроме случаев, предусмотренных законом". А законопроект № 7646 от 08.08.2022 предлагает предусмотреть в статьях 9-1 и 9-2 Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины" перечень видов хозяйственной деятельности на временно оккупированных территориях, которая бы признавалась правомерной. Это могла бы быть такая деятельность: решение гуманитарных проблем, предоставление жилищно-коммунальных услуг, образовательной деятельности, деятельность в сфере сельскохозяйственного товаропроизводства и тому подобное.
Если первые три законопроекта направлены на закрепление общего перечня видов хозяйственной деятельности, то правительственный законопроект № 9236 от 24.04.2023 предлагает внести изменения в статью 13 Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины" и дополнить ее следующими абзацами: "КМУ определяет… особенности предоставления коммунальных услуг по поставке электроэнергии, горячей воды, централизованного водоснабжения на территориях, на которых ведутся боевые действия или которые временно оккупированы РФ после 24 февраля 2022 года".
Это потенциально легализует предоставление коммунальных услуг на временно оккупированных территориях, однако порядок их предоставления уже будут определять правительство и профильные министерства. Но существенным недостатком законопроекта является неучет территорий Украины, которые были оккупированы с 2014 года.
Следует заметить, что большинство из указанных законопроектов до сих пор находится в статусе "предоставлено для ознакомления". Только проект закона Украины № 7646 14 февраля 2023 года направили на рассмотрение профильного комитета, однако с этого момента обновлений по нему нет.
Какие выводы?
Законодательство не учитывает случаев, когда человек ведет хозяйственную деятельность для покрытия базовых потребностей своей семьи или такая деятельность поддерживает жизнедеятельность населения в оккупации. Эту проблему можно решить, закрепив в тексте УК Украины (в частности, в примечании к статье 111-1 УК Украины) определение "взаимодействия с государством-агрессором, незаконными органами власти, созданными на временно оккупированной территории, в том числе оккупационной администрацией государства-агрессора".
Следующая проблема — отсутствие перечня видов хозяйственной деятельности, которая бы не была запрещена на оккупированных территориях. Перечень должен быть исчерпывающим и причислять к деятельности, которая покрывает базовые потребности человека и поддерживает жизнь в оккупации, такие виды деятельности:
- поставки и реализация пищевых продуктов и лекарственных средств;
- предоставление жилищно-коммунальных услуг;
- предоставление медицинских услуг и услуг по реабилитации;
- предоставление образовательных услуг;
- деятельность социальных учреждений (дома престарелых, интернаты и т.д.).
Разрешение на ведение такой хозяйственной деятельности на временно оккупированных территориях будет иметь и положительные социальные последствия. В частности, местное население будет осознавать временность этой оккупации, видеть присутствие Украины и заботу со стороны государства.