Китайцы поставляют радиоактивные материалы для строительства трассы через Мелитополь в Крым
Китайцы поставляют радиоактивные материалы для строительс
02 марта 2025, 18:02 | Просмотров:
фото из открытых источников
Китайские компании создают фабрики по добыче и производству строительных материалов на оккупированных территориях Украины. Эту продукцию затем используют для прокладки дорог, в том числе и через Мелитополь.
Редактор сайта «Реальная газета» Елена Фетисова рассказала «Новостям Приазовья», что в настоящее время наблюдается чёткая тенденция заинтересованности китайских компаний в работе на оккупированных территориях Украины.
«Мы нашли доказательства как минимум двух китайских фирм, которые работают вблизи Мариуполя. Там гранит дробят на щебень и отправляют на строительство дорог. Это то, что нам удалось доказать. Мы можем предположить, что подобные фирмы действуют также в Запорожской и Херсонской областях, потому что эти дороги – часть большого пути, который называют «Дорога «Новороссия» — трасса, которая должна соединять материковую Россию, оккупированные территории Украины на юге и оккупированный Крым.
Она подчеркнула, что щебень, добываемый китайскими компаниями, в первую очередь используется для строительства дорог, но также может быть задействован в строительстве домов в Мариуполе.
«Эти дороги пропагандируются как победа, благо и цивилизация на оккупированных территориях. Показывают красивые, широкие трассы. Однако в первую очередь они используются для того, чтобы по ним двигалась техника, снаряды, чтобы быстрее происходил подвоз ресурсов на фронт и эвакуация российских военных. Всё это представляется как полностью гражданский проект. Также в Мариуполе идет строительство разрушенных Россией домов, которые планируют продавать в ипотеку, но не для тех, кто потерял жилье, а для тех, кто захочет переехать из России и купить себе дом у моря. Из Мариуполя создают витрину так называемого «русского мира», – отметила Фетисова.
Объемы производства, к которому привлекли китайские компании, достаточно масштабные, отметила Фетисова. Вполне возможно, что этих материалов хватает для обеспечения строительных работ и на оккупированных территориях Херсонской и Запорожской областей.
Политолог из Херсона Владимир Молчанов рассказал, что материалы для строительства дорог на оккупированной части юга дешевле привозить из Донецкой области, чем из России. Поэтому вполне вероятно, что всю дорожную инфраструктуру строят с использованием сырья, добытого китайскими компаниями вблизи захваченного Мариуполя.
«Практически завершена реконструкция существующей дороги Одесса-Новоазовск, участка, который находится под оккупацией – от российской границы до Мелитополя. Кроме того, построена новая дорога между Скадовском и Каланчаком вдоль берега Черного моря, чтобы обезопасить себя от возможного прорыва ВСУ в Александровку и Северо-Крымский канал. Другая дорога, существовавшая до этого, проходила вдоль канала, повторяя его русло. Кроме того, оккупационные власти реконструировали и почти превратили в автобан дорогу от поселка Мирный возле Каланчака до Новоалексеевки Генической общины через Новотроицкое. Эта дорога раньше была частично отремонтирована. Это просто 4-полосный автобан, альтернативный путь к Чонгарским мостам. Все эти строения использовали щебень, добытый и привезённый с оккупированной части Донбасса. Именно с вновь оккупированных территорий, а не с тех, которые были захвачены в 2014 году», – подчеркнул он.
Журналист из Донецка Дмитрий Дурнев сообщил, что в Донецкой области находится около 100 карьеров, из которых наиболее известны Каранский и Кальчицкий. Он отметил, что материалы, извлечённые в Каранском карьере, могут быть опасными.
«Кальчик – это элитный гранит первой категории. Эти категории характеризуют прочность гранита, его радиоактивность и пригодность для добычи. Кальчик находится под Мариуполем, и из этого карьера гранит отправлялся в Москву, где из бетона с кальчицким гранитом строили Останкинскую башню. А в Каране – это гранит третьей категории, который не такой крепкий и очень радиоактивен. У гранита из Кальчика радиоактивность составляет около 6 микрорентген, а у каранского – до 40, что очень много. Этот щебень пригоден для строительства дорог и железных дорог за пределами населённых пунктов. Однако в Мариуполе сегодня необходимо иметь дозиметр, чтобы понять, из какого гранита сделаны дома», – предупредил он.
Журналистское расследование показывает, что китайские работники не вовлечены непосредственно в добычу гранита в Каранском карьере, рассказывает Дурнев. Это может свидетельствовать о том, что китайские предприниматели осознают опасность и не готовы отправлять своих людей в этот карьер.
«Когда китайцы куда-то приходят, они обычно привозят своих людей. Например, технопарки в Беларуси и Москве – это их принцип. Я видел расследование о туристическом бизнесе в Москве, когда китайцы приезжают со своими экскурсоводами, их водят в китайские рестораны и селят в гостиницы, принадлежащие китайцам. Но здесь ни одного китайца нет. Это о чём-то должно говорить. Им отдали месторождение, которое очень большое, с разведанными запасами до 100 млн тонн. Это огромный участок – около 480 гектаров. Чтобы его разрабатывать, нужно было вложить большие деньги, но отдали китайцам, и они разрабатывают радиоактивный щебень, который можно использовать только на оккупированной территории», – отметил журналист.