Или российское, или никакое: как власти РФ душат бизнес такси в Мелитополе
Или российское, или никакое: как власти РФ душат бизнес такс
23 мая 2025, 09:00 | Просмотров:
Такси в Мелитополе. Коллаж: РИА Пивдень
Госдума РФ приняла закон, который обязывает таксистов пересесть на машины российского производства. Новые правила распространяются и на временно оккупированный Мелитополь, где и без того наблюдается дефицит доступного транспорта.
Суть нового закона
13 мая 2025 года Госдума РФ окончательно приняла закон, который обязывает все новые такси вносить в региональные реестры только при условии, что автомобиль соответствует критериям «локализации» — то есть собран в России и имеет высокий процент российских комплектующих. Так, с 1 марта 2026 года (для большинства регионов) новые такси должны быть только «отечественного производства» или те авто, которые набирают необходимое количество баллов локализации.
Баллы локализации — это система оценки, насколько автомобиль сделан в России. В результате, чтобы авто допустили к работе в такси, оно должно набрать минимум 3200 баллов. Стоит отметить, что по исследованиям российских медиа, такое количество баллов набирают только авто сделанные в АвтоВАЗе — Lada, «Москвич», Evolute и другие российские бренды.
По сути, этот закон — шанс монополизации АвтоВАЗа и других российских фирм на транспортном рынке. А также крупных фирм такси, которые, в отличие от мелких перевозчиков, материально смогут обеспечить работу по новым условиям.
Однако, стоит отметить, регистрация подержанных иномарок для работы в такси станет запрещенной, хотя уже имеющиеся машины смогут работать до списания.
Как это отразится на Мелитополе
Мелитополь, как и большинство временно оккупированных украинских городов, отличаются тем, что у большинства автолюбителей и фирм иномарки. Машины российского производства встречаются редко. Принудительное внедрение «локализованных» авто здесь равно фактическому уничтожению частного такси. В городе нет доступа к новым авто: официальные дилеры российских марок в регионе почти отсутствуют, а ввоз затруднен.
Кроме этого, даже самая дешевая Lada Granta стоит от 1 миллиона рублей, что эквивалентно около 12 тысячам долларов. Для большинства водителей такие суммы — неподъемные. Даже если покупать машину на вторичном рынке — цена в среднем будет полмиллиона рублей. Поэтому, малые игроки или уходят с рынка, или вынуждены сдавать авто в аренду через крупные структуры.
Согласно исследованиям российских аналитиков из Аналитического центра при правительстве, цены на такси вырастут на 30-50% из-за сокращения количества водителей и авто. А время ожидания увеличится. Кроме этого, ухудшится сам сервис, потому что конкуренции не будет и рынок перестанет быть гибким.
Кроме этого, исследователи говорят, что почти 90% водителей, работающих неполный рабочий день могут уйти из профессии. И это при том, что в Мелитополе и без этого коллапс на рынке такси, а также дефицит общественного транспорта.
Что сейчас в Мелитополе с такси
Один из главных бенефициаров рынка такси Мелитополя — Виктор Финяк, владелец компании «Виктор Транс». Он ввел систему поборов: каждый таксист вынужден платить «откат», который постоянно растет. Его служба «ВТ-Такси», начинавшая с дешевых тарифов, быстро стала синонимом небрежного сервиса: машины старые, водители грубые, приложение врет о времени прибытия, а маршрут навязывают без обсуждения. Цены растут, а попытка платить переводом на карту — еще плюс 5% к стоимости без объяснений.
Конкуренты тоже имеют сомнительное происхождение. Такси «Интер» действует без официальной регистрации, но активно работает в оккупированных городах. Ключевое «преимущество» этой фирмы — полная интеграция с ФСБ. Еще один игрок — «Артель» из Краснодарского края, лишь имитирует работу такси, вызывая волну жалоб за грязные машины, хамство и постоянные опоздания.
Кроме этого, ездить в такси в Мелитополе еще и опасно — в конце 2022 года в России приняли закон, который позволяет спецслужбам контролировать работу такси. Теперь ФСБ имеет доступ ко всем данным о заказе — кто, когда и куда едет. Дополнительные проверки нацелены на сбор информации о населении и подавление частных перевозчиков. Мы также рассказывали как спецслужбы РФ охотятся на таксистов и их пассажиров в Мелитополе.